19.10.2018

Новости

18.09.2018 Регистрация избранных депутатов

18.09.2018 Использование защитных марок

18.09.2018 Планы «молодежки»

17.09.2018 Новый муниципалитет

17.09.2018 Выборы в сентябре

14.09.2018 Отчеты за выборы

14.09.2018 Избрание глав и депутатов

14.09.2018 Итоги заседания

13.09.2018 Дата первой сессии

13.09.2018 Итоговое заседание

Колокольный звон должен быть веселым


Предлагаем вам рождественский рассказ о звонаре с редкой для России по «долготе» профессиональной биографией в фактах и его «колокольных историях».

С чем у нас ассоциируются приближающиеся зимние праздники? С наряженной елкой, тысячами разноцветных огней, подарками, прогулками среди заснеженных улиц и – звоном колокольчиков: в гирляндах, в запряженных тройками лошадей санях. И, конечно, льющимся над городом радостным перезвоном колоколов с колоколен церквей. Колокольные мелодии Рождества и Нового года преображают город, дарят радость и особое умиротворяющее настроение. Накануне заветных дат мы говорим с тем, кто создает праздничное настроение для иркутян уже 27 лет, всё это время «разговаривая» с колоколами одной церкви – изумительно красивой, древней, выполненной в стиле сибирского барокко Крестовоздвиженской, – со звонарем Артуром Псарёвым

О «своих» колоколах

«Я 27 лет звоню. В России звонарей с таким стажем в одном храме очень и очень мало. Практически нет. Никогда бы не подумал, что буду звонарем, но так получилось. И я этому рад. Помню, как на фестивале в Архангельске в начале 1990-х поднялся на колокольню, с этого всё началось. Потом получил благословение владыки Вадима и стал работать звонарем.

Первое знакомство с колоколами произошло у меня в Спасской церкви, когда там еще был музей, тогда пробовали звонить вместе с сотрудником музея Олегом Бычковым и приезжавшим на несколько дней звонарем с Русского Севера Иваном Даниловым, который звонил даже в соборе Василия Блаженного. Но постоянно работать звонарем я стал в Крестовоздвиженской церкви.

На моей колокольне восемь колоколов, они мощно, интересно звучат, хотя и сделаны в разное время и разных странах, в разное время установлены. Когда пришел, было всего пять колокольчиков. Скорее всего, это каким-то чудом уцелевшие старые колокола, о чем можно судить по давним снимкам колокольни. Есть один немецкий колокол – это большая редкость для Сибири, может, его взяли в плен и оставили как трофей (учитывая, что колокола всегда стоили очень дорого, их потеря была не только моральной, но и материальной). А может, был когда-то на лютеранской церкви. Ее изображений не сохранилось.

Есть у нас и бельгийские колокола, и российские: тюменский (с завода Гилева), московский, ярославский начала XX века, с завода Оловянишниковых. Добавлять смысла нет, у меня отличный инструмент. К душе мне такой состав пришелся.

Как-то обнаружил, что на балках моей колокольни есть большие глубокие выпилы, по которым можно предположить, какой мощный тяжелый колокол был здесь раньше – по историческим данным, около 5 тонн, его разбили в советское время».

О традициях и собственном звоне

«Я не играю по чужим партитурам. Во-первых, играть по общему трафарету совсем не интересно. Во-вторых, зачем в Иркутске ростовские, московские, чебоксарские, суздальские звоны играть, если у нас совсем другой город, другая история, другие мелодии? Северный архангельский звон у нас будет чужим, таким и останется, а ведь колокольный звон должен проникать в сердце. Должен быть народным – того народа, на земле которого он звучит. Ведь как звоны многие появлялись? Представьте, звонарь у себя на колокольне зимой, холодно, как же согреваться? Притопывать, пританцовывать, то есть поднимать на колокольню народную культуру и “вживлять” ее в звон. Так народные танцы, напевы роднились со звоном. Как же это на другие территории переносить?

Вот я и хочу играть по-своему, уверен, звонарь может создавать свою традицию. Инструмент-то сам и границы ставит, не даст тебе прыгнуть выше головы и в то же время помогает творчески подходить ко всему. Мой звон отличается от всех остальных, я понимаю, что делаю, чувствую, осознаю. Всегда говорю, что делаю одно и то же, но каждый раз по-разному. Во время поста секунд 20 могу позвонить, чтобы показать, что есть свет в конце тоннеля, а заканчиваю, как полагается, одиночными ударами.

Думаю, звонарь должен быть веселым парнем, рок-н-ролльным. И звон должен быть веселым».

О виде с колокольни

«Мне повезло с точкой, где я звоню и откуда на город смотрю. Это же единственная колокольня в Иркутске, с которой видны, хотя бы фрагментарно, все остальные церкви. И еще река Ангара. Интересно с колокольни за городом наблюдать. Летом он одинаковый, осенью – сплошь грязь и серость, а вот когда снег выпадает – до весны город симпатичный.

Зимой Иркутск нравится мне больше всего, каждое утро разный. Поднимаюсь и вглядываюсь: здесь туман, здесь фонари горят. Часто, если посмотреть в сторону Жилкина, видно, как там собирается «пирог»: белый туман, черный смог от котельных и коричневая земля. Или еще впечатление: сравниваю, как на старых и на новых крышах домов 130-го квартала снег лежал, и понимаю, что совершенно по-разному. Раньше поуютнее лежал. Как новые дома появились – снег лежит по-другому. Когда смотрю зимой на открывающиеся пейзажи, вспоминаю картины голландцев, прежде всего Брейгеля».

О церкви-корабле

«Да, есть особая городская атмосфера, которую ловишь с колокольни. Можешь будто вернуться в другое время, пережить ощущения от чего-то, что по силам представить по каким-то мелким штрихам. Может, это происходит потому, что колокола исцеляют душу, словно стирая с нее лишнее. Это и научно доказано, и сам на себе за многие годы проверил. Бывает, настроение никакое, на душе тяжело, а начинаю звонить, вывожу мелодию – и всё плохое улетучивается, камни с души падают, дышится легче.

К такому благотворному влиянию самих колоколов добавляется и намоленность нашей церкви, ее особая аура. Это ведь одна из старейших сохранившихся церквей Сибири. У нас исконная, издревле поставленная колокольня, неиспорченная, как я ее называю, не новодел. Антураж вокруг меня и моих колоколов – как был раньше, как было возведено древними мастерами, там интересная деревянная конструкция, без болтов и гаек.

Крестовоздвиженскую церковь же раньше церковь-корабль звали. Действительно, если приглядеться и включить фантазию, она и вправду похожа на корабль. Очень красиво смотрится, и снизу объем читается хорошо. Пик колокольни раньше был тонкий, как у башни Адмиралтейства, все колокола были закрыты дощечками. Она воспринималась как мачта. Кто же звонарь в таком случае? Он тот, кто на этой мачте во все глаза смотрит и кричит заветную и долгожданную фразу: “Земля, земля!”».

О фильмах про колокола

«Про колокола Крестовоздвиженской церкви, в которые я звоню 27 лет, мы с моими знакомыми сняли два фильма. Я единственный звонарь в России, который записал DVD с колокольным звоном. До этого никто народные песнопения на колокольне не записывал.

Первый диск “Здесь начинается небо” записывали 16 июля 2004 года ближе к девяти вечера, когда на улицах спокойно, машин мало, атмосфера в городе умиротворяющая. Хорошо тогда сработал звукорежиссер Григорий Кушнарук, получился настоящий объемный звук, очень качественный проект.

Записали с первого дубля, это мой принципиальный подход, сразу играть начисто, чтобы всё естественно, по-настоящему. Ошибок во время записи вообще не было, но с последним ударом веревка на колоколе порвалась. Значит, ровно на нужное время ее хватило. А представляете, если бы расслабились и рассчитывали на дубли?

А второй диск “Время дождей” писали 10 октября 2009 года, как оказалось, в последний теплый день осени, потом пошел снег, начался легкий минус. На тот момент ансамбль Рогачевского, с которым мы этот проект делали, был вместе, потом распался. Так что сложилось всё как надо, вовремя и удачно.

Когда надо было делать запись, температура оказалась уже минусовая. Что делать? Студию на колокольню поднимать? Она должна быть в тепле. Оставить ее внизу, подняв наверх к колоколам пять микрофонов? Но там на каждый надо 40 метров шнуров, разоришься просто. И тогда меня осенило: “Вот же простой вариант!” И вариант этот – армейско-альпинистский, когда мы установили на колокольне палатку, поставили в нее газовую горелку, когда стало тепло, занесли внутрь японскую звукозаписывающую студию, посадили внутрь звукорежиссера и прописали колокола. Делюсь таким рецептом, может, кому-нибудь пригодится».

О передвижной звоннице

«Я первым в Сибири и на Дальнем Востоке собрал передвижную звонницу, до сих пор в России не так много подобных инструментов. Видел такие на фестивалях – и появилась мечта сделать собственную, чтобы “перемещать” колокольный звон ближе к людям, чтобы они могли не только услышать музыку колоколов, не только прикоснуться к ним духовно, но и физически, ощутив их энергетику.

А раз появилась мечта – начал действовать: поехал на завод в Каменск-Уральский, где отливали колокола для более чем трех тысяч храмов России (их колокола, например, звучат в соборе Василия Блаженного), Греции, Америки, делая это отлично, бережно следуя традиционным технологиям, какие были на Руси и триста лет назад, сохраняя вековые «рецепты» (вообще сейчас в России колокола производят на нескольких заводах: в Москве, Ярославле, Воронеже и Каменске-Уральском).

Все семь колоколов (от 6 кг до 90 кг) привез в Иркутск в 2008 году, а впервые сыграл на этой единственной в Сибири звоннице на празднике в честь Дня Победы у Спасской церкви. Колокольный звон идеально сочетался с казачьими песнями. Много народа тогда было, хороший, светлый получился праздник.

Потом играл на Дне города, открытии 130-го квартала, на Байкальском экономическом форуме, в галерее “Revoлюция”, бывал на праздниках в разных городах области, с Евгением Маслобоевым под файер-шоу. На Масленице с Театром народной драмы выступал. В Анге выступал на открытии храма Иннокентия Вениаминова. В Шелехове был на Дне города и на проводах зимы. Потом в одной газете написали: “Шелеховчане проводили зиму под колокольный звон”. И это правильно, колокола и народные гуляния очень связаны.

Сейчас моя передвижная звонница стоит на территории Музея истории города Иркутска. А в мечтах – сыграть на Рождество на Северном полюсе. Пока дело только за меценатом, который мог бы оплатить перевозку столь тяжелого груза в необычную точку».

О балетной мечте

«Есть у меня идея сделать одноактные авангардные балеты, соединив для музыкального сопровождения виолончель (с привлечением Борислава Струлёва), колокола и ударные. Партию колоколов я бы записал на родной колокольне Крестовоздвиженской церкви, партию барабанов Евгений Маслобоев – в собственной студии, виолончели – Борислав Струлёв в Нью-Йорке. А затем наступило бы время самого непростого и волшебного – сборки всего воедино и создания балета. Думаю, это было бы необычно и красиво».

О необычном колокольном языковедении

«Когда современный человек слышит выражение “малиновый звон”, он представляет что-то милое, прекрасное, услаждающее слух. На самом же деле всё наоборот. А история такова: одно время, когда Петр Первый увлекался всем заграничным, европейским, он и колокола в Россию завез бельгийские, из Малена. Русскому же уху их звон был непривычен, да и на душу не лег. Слыша их звук, русские рукой махали, мол, эх, ухо режет этот “маленовый звон” (подразумевая место “рождения” этих колоколов). В итоге эти колокола в крупных городах поснимали, отправив в глубинку, где их история затерялась. Со временем из памяти стерлось, что это за “маленовый звон”, и он трансформировался в более понятный – малиновый. И смысл с негативного сменился на позитивный.

Есть и другой вариант, когда, наоборот, у изначально доброго выражения появился нехороший смысл, – это афоризм “пуститься во все тяжкие”. Что мы подразумеваем под ним сейчас? “Отпустить тормоза” и предаться всяким грехам, осуждаемым в обществе. Но в былые времена “пуститься во все тяжкие” означало начать звонить вслед за большим городским колоколом, который назывался “тяжким”. То есть звонарь в главном соборе на большом празднике ударял в тяжкий колокол – “бу-у-м” неслось над домами. Это служило сигналом всем остальным подхватывать его мелодию и присоединяться к общему городскому звону».

Беседовала Анна Важенина

Фото Д. Дмитриева, Н. Фогель

Голосование

Стали бы Вы наблюдателем на выборах?

Всего голосов: 14






Видеоновости